Как известно, чтобы нарушать правила, нужно их хорошенько изучить. Херби Хэнкок поступил именно так. Прежде чем прославиться в качестве новатора джаза и электрофанка, он прошел серьезную базовую школу, освоив азы классического музыкального образования. В 7 лет, когда мальчик впервые сел за фортепиано, педагоги распознали в нем вундеркинда, и в 11 лет он уже исполнял сложнейшие произведения Моцарта под аккомпанемент Чикагского симфонического оркестра. Поразительно, но у будущего гения джаза никогда не было наставника, который обучал бы его искусству импровизации, и все свои навыки и чувство гармонии он развивал самостоятельно при прослушивании записей джазовых пианистов. Фактически, его истинными педагогами были пластинки Билла Эванса, Эррола Гарнера и Оскара Петерсона. По достижении 20-летия Хэнкок начал играть в составе коллектива вместе с трубачом Дональдом Бердом и саксофонистом Коулманом Хокинсом, и этот опыт позволил ему два года спустя дебютировать с пластинкой "Takin' Off". Херби повезло - копия альбома попала в руки Майлзу Дэвису, и в скором времени он уже являлся членом новой группы маэстро, получив возможность учиться у лучших, и, благодаря своей игре, природному чутью и внедрению аккордов, нетрадиционных для джаза, экспериментировать. На протяжении 60-х, параллельно с сотрудничеством с Дэвисом, продлившимся вплоть до 1968 г., Херби Хэнкок продолжал выпускать музыку под собственным именем на лейбле Blue Note, и именно в тот период увидели свет его классические работы "Empyrean Isles" 1964 г. и "Maiden Voyage" 1965 г. Кроме того, год спустя он принял участие в записи саундтрека к культовому "Фотоувеличению" Антониони. Когда в конце десятилетия пути с Дэвисом разошлись, музыкант с головой ушел в эксперименты с электронными стилями. Как выражался Хэнкок, ему хотелось играть "забавную" музыку, что и привело к созданию группы под названием The Headhunters и дальнейшему выпуску одноимённого очень успешного альбома в 1973 г. Всего за 70-е Хэнкок выпустил 14 пластинок, в которых было место и академическому джазу, и экспериментам с фанком, поп-музыкой и даже диско. Однако, к неудовольствию пуристов джаза, коммерческих записей у музыканта становилось все больше, и его все чаще ругали за пустое растрачивание редкого дара. Самым большим хитом стал альбом "Head Hunters", задавший тон для дальнейших опытов Херби Хэнкока, но помимо этого он все чаще участвовал в записях актуальных артистов, далеких от джазового мира. Так, в 1982 г. он сыграл соло в треке "Hunter and the Heated" на альбоме "New Gold Dream" группы Simple Minds. У критиков и его коллег такая всеядность вызывала скепсис и неизменную ухмылку, на которые Хэнкок отвечал, поставляя новую порцию противоречивых записей. На самом деле, именно Майлз Дэвис оказал существенное влияние на Хэнкока. Новаторские опыты по внедрению рока и популярной музыки в джаз, открытые великим джазменом (прежде всего на пластинке "Bitches Brew"), дали молодому музыканту представление о границах, которые каждый воздвигал для себя сам. По настоянию своего старшего коллеги наш герой начал использовать электрическое пианино Fender Rhodes, что значительно обогатило диапазон звучания его музыки, с каждым годом отдалявшейся от признанных канонов. В 1982 г. градус противоречивости стал максимальным - музыкант выпустил пластинку "Lift Me Up", спродюсированную Родом Темпертоном, ответственным за написание крупнейших хитов Майкла Джексона. Впрочем, что было хорошо для одного, для другого означало провал. Альбом оказался неуспешным, как и большинство его недавних записей, и музыкант был озабочен поиском новых путей для развития. На его удачу, в тот момент лейбл нанял ему нового менеджера - 25-летнего Тони Мейланта, ранее занимавшегося промоушеном студенческих концертов в Калифорнийском университете. Этот молодой и открытый свежим влияниям парень, не понаслышке знакомый с авангардной сценой Нью-Йорка, и свел Херби Хэнкока с командой продюсеров, выступавшей под именем Material. В группу входили басист Билл Ласвелл, клавишник Майкл Бенхорн и звукорежиссер Мартин Бизи, и вместе они работали над андеграундной музыкой для французского лейбла Celluloid.
Хэнкока не пришлось долго уговаривать. Быть может сыграла роль его природная склонность к авантюрам, но в скором времени он прилетел в Нью-Йорк и оказался на вечеринке в клубе Roxy в центре Манхеттена. Херби наблюдал за работой диджеев из стеклянной VIP-комнаты, а Ласвелл комментировал происходящее: "Такая музыка нужна людям сейчас". Не сказать, чтобы гений джаза сильно поддался энтузиазму своих новых партнеров, поэтому на первых порах Хэнкок согласился на запись двух треков. Работа над ними проходила в студии Material, расположенной в здании бывшей фабрики в Бруклине. Ее огромное пространство площадью 900 квадратных футов было организовано таким образом, что диспетчерская и комната записи не имели никаких перегородок, а следовательно и звукоизоляции. В студии имелась драм-машина Oberheim DMX и барабанная установка Bata. Обычно на ней должно было играть не менее трех человек, но во время тех сессий весь ансамбль заменял кубинский перкуссионист Дэниель Понсе. Еще одним важным акцентом записи должен был стать скретчинг, за который отвечал Дерек Шоуэрд, известный под псевдонимом GrandMixer DXT. Среди заготовленных пластинок он выбрал 12-дюймовую "Change The Beat" Fab Five Freddy, ранее записанную в той же самой студии, и заново смикшировал ритм. Так родилась песня "Rockit", и поскольку в ней не было ничего, кроме ритмической основы, DXT мог еще и продемонстрировать свои навыки барабанщика в полной мере. "Это была первая музыкальная запись с использованием скретчинга, - рассказывал он. – И впервые проигрыватель использовался в качестве отдельного инструмента". Кроме того, благодаря этому новшеству трек "Change The Beat" стал самым сэмплируемым в истории, что подтверждают данные с портала WhoSampled.com. Вскоре Ласвелл и Бейнхорн приехали в Лос-Анджелес, чтобы сыграть треки Хэнкоку в его резиденции недалеко от бульвара Сансет, и его реакция была неоднозначной. Продюсеры вспоминают, как он воскликнул: "Здесь нет никакой мелодии!", а затем прямо там, рядом с его домом, за 15 минут они все вместе сочинили мелодическую основу для трека. Херби использовал три разных синтезатора, после чего добавил несколько фраз, взятых из хита "Planet Rock" 1982 г., в том числе "Rock It, Don’t Stop It". Так у песни наконец появился мелодичный хук и название. Финальный микс трека проходил в Голливуде в легендарной El Dorado Studios, и в этой 1,5-часовой сессии помимо инженера Дэйва Джердена участвовали DXT и GrandMaster Caz из хип-хоп проекта Cold Crush Brothers. Как только песня была смишкирована, Хэнкок и Ласвелл поехали в аэропорт, однако у них оставалось много времени до отлета, и они решили скоротать его в магазине музыкального оборудования. Продавец как раз собирался поставить какой-то рок-трек, и Ласвелл дал ему кассету с только что записанной "Rockit". Когда музыка заиграла, они увеличили громкость в динамиках до максимума, и вокруг магазина тут же стала собираться молодежь. В тот момент им стало ясно, что трек будет большим хитом. К лету 1983 г. "Rockit" вовсю звучал на американском радио, готовясь стать танцевальным хитом №1, но лейбл Sony/Columbia по-прежнему опасался делать на него крупные ставки и выпускать отдельным синглом. Для матерых менеджеров он звучал слишком рискованно и модно. Всё решил причудливый видеоклип, снятый британским дуэтом Кевина Голди и Лол Крема, ответственным за ролик "Every Breath You Take" The Police. Они изобразили роботоподобных манекенов, танцующих под заразительный ритм, а сам Херби появлялся на экране телевизора, установленного на заднем плане. Видео на "Rockit" мгновенно привлекло внимание зрителей MTV и получило мощную ротацию, сделав Хэнкока вторым в истории темнокожим исполнителем после Майкла Джексона, который появился на канале. Позже "Rockit" получит 8 номинаций на премию MTV VMA. Пластинка "Future Shock" вышла в августе 1983 г., и помимо "Rockit" в альбом вошло еще 5 треков, написанных тандемом Хэнкок/Ласвелл/Бейнхорн. Заглавная тема "Future Shock" представляет собой переработку трека Кертиса Мейнфилда, написанного Хэнкоком 10 лет тому назад. Остальные композиции демонстрируют слияние электро-фанка с джазовыми фразами, что служит проводником в прошлые работы музыканта. Элемент, красной нитью пронизывающий всю запись – это неизменная игривость и чувство юмора, с которыми Хэнкок объединяет стили, на первый взгляд кажущиеся чуждыми друг другу. "Future Shock" во многом оправдывал свое название. Этот альбом действительно спровоцировал важные музыкальные сдвиги, не видные глазу его современников. Джазовые критики были не в силах осознать, сколь смелым являлся этот шаг для уже признанного мастера, рисковавшего утратить свою репутацию. Благодаря "Future Shock" электроника, фьюжн и авангард стали внедряться в мир джаза и породили множество подражателей. К тому же, пластинка является одним из самых ранних примеров инструментального хип-хопа, а песня "Rockit" стала настоящим гимном брейк-дансеров со всего мира. Конечно, некоторые моменты "Future Shock", например, наивно беспричинная оптимистичность, диско-вокал и часть звуковых приемов, несут на себе печать архаичности поздней эпохи диско. С другой стороны, эта пластинка обладает высочайшим уровнем музыкальности, за который ее до сих помнят и ценят. Вряд ли вы сумеете найти какой-либо другой альбом в подобном стиле, записанный столь высокопрофессиональной и разношерстной командой музыкантов. Для истории случай редчайший, если не единственный ... (из сообщеста vk.com ''Культовые пластинки'')
последние комментарии