Трио пригласило бывшего скрипача /клавишника King Crimson (KC) Дэвида Кросса , на четыре концерта в Японии в 2015 году. Дэвид Кросс был скрипачом KC в их джазово-авангардно-прото-металическую фазу начала 70-х — 1972–1974 (его пребывание в группе не пересекалось с Тони Левином и Пэтом Мастелотто).
Материал на альбом Stick Men Featuring David Cross «Midori» (2016) был набран с концертного шоу Stick Men на «Billboard Live», Токио, 10 апреля 2015 года.
Набор композиций основан на альбомах Stick Men «Soup» (2010), «Open» (2012), «Deep» (2013) и «Prog Noir» (2016). Есть также несколько коллективных импровизаций и несколько вещей KC, что стало сюрпризом, так как они включают в себя некоторые моменты, не относящиеся к периоду пребывания Кросса в группе, в частности, произведения эпохи 80-х, такие как «Sartori in Tangier» и «Industry». Ещё один неожиданный выбор — «Breathless» из дебютного сольного альбома Роберта Фриппа «Exposure» (1979).
Это правильный кроссоверный материал — такой, который выявляет лучшее в каждом из музыкантов и даёт результат, суммирующий все композиционные части.
Stick Men уже успели наделать много шума; Chapman Stick позволяет Левину сочетать устойчивые низкие частоты с фуззовыми мелодиями, в то время как сенсорная гитара Ройтера рисует атмосферные вихри цвета, а Мастелотто расширяет роль барабанщика с помощью всевозможных сэмплов и электроники в реальном времени. Электрическая скрипка Кросса придаёт палитре совершенно другой диапазон оттенков, будь то наброски стаккато или плавные, как шёлк, мелодические линии. Комбинация всего этого создаёт завораживающую паутину звуков, которая постоянно перемещаясь, меняет свои формы.
Это захватывающий и где-то, даже «авантюрный» набор материала, способный как к медленной великолепной атмосфере, так и к высоковольтному разряду, достаточно яростному, чтобы содрать лак с динамиков моей далеко не простой акустической системы. Это музыканты, которые знают цену динамизму, никогда не перестают слушать друг друга и понимают, что оставить пространство так же важно, как и заполнить его. Квартет готов позволить музыке развиваться в своём собственном темпе; практически каждая музыкальная тема начинается с расширенного многослойного звукового ландшафта от Ройтера, прежде чем к нему присоединяются остальные, чтобы постепенно почувствовать, как всё пойдёт в будущем. Нет необходимости спешить, чтобы добраться до громких моментов, которые своевременно появляясь, делают их только более мощными.
Почти каждая пьеса является палящей — «Sartori in Tangier» почти слетает с рельсов под пламенное соло Кросса (он просто заклинатель арабских змей в марокканском Танжере). Но на протяжении всего альбома, именно в импровизациях, эта группа сияет ярче всего. Импровизированные музыкальные диалоги могут предлагать облачные абстракции или извилистые ритмические грувы в зависимости от настроения момента. Особого внимания заслуживают композиции «Shades of Starless» каждого сета, в которых культовая тема KC, превращается в медленную мелодичную звуковую скульптуру, прежде чем они переходят в ревущий финал.
Сюита «Firebird Suite» Стравинского, «Cusp», «Crack in the Sky» & «Hide the Trees», являются музыкальными произведениями c расширенными аранжировками. В остальном, группе удалось добиться впечатляющей стабильности качества для сета, который более чем на треть импровизирован. Такие усилия иногда приносят некоторую неуверенность, но Stick Men Featuring David Cross «Midori» (2016) — это тот случай, когда непроверенная химия мимолётно и красиво срабатывает.
Итак, это музыка для того, чтобы слушатель погрузился в себя. Когда все четверо, казалось бы, движутся в совершенно разных и несвязанных направлениях, особенно во время своих импровизаций, но каким-то образом, словно в заранее составленной матрице, всё это имеет упорядоченный смысл. Именно здесь, авангард, фри-джаз и прогрессивный рок сошлись в своеобразном противоборстве, где каждый из них в какой-то момент одерживал верх, а в итоге победил слушатель. Во многих отношениях эту музыку нелегко слушать, поскольку она бросает вызов слуху и мозгу, чтобы принять то, что не часто рассматривается как приемлемая гармония, но она невероятно интригует, и мне известно то, что я лично стал намного богаче, услышав её.
P.S. Следует отметить значительное влияние на музыкальную и звуковую работу Stick Men Маркуса Ройтера, с момента его появления в этом фантастическом проекте. Ведь он имеет колоссальный опыт и глубину познания истории, теории и анализа музыки. Для того, что бы убедиться в этом, следует ознакомиться с его не только сольной дискографией, но и активным участием в иных музыкальных проектах и научных семинарах. Особенно, когда Ройтер, продолжил изучать психологию в Билефельдском университете, практикуя мгновенную композицию с помощью системы рассинхронизированных устройств зацикливания — подход, который привёл его к нескольким релизам, получившим признание критиков в качестве солиста и с группой Centrozoon, — и свободную импровизацию у профессора Герда Лискена и стал членом оркестра Хаоса Лискена в Билефельде. Он ещё больше углубил свой интерес к композиционным принципам, основанным на перестановках, во время ученичества у бельгийского композитора Даниэля Шелла и индийского музыковеда Ашока Патхака.
Поэтому, c тех пор, как гитарист Маркус Ройтер заменил Бернье, проект Stick Men стал способным к более расширенным, богатым импровизациям и аранжировкам.
последние комментарии